Может ли робот быть комиком?

5409657383 9abd170882 zСпециалист по робототехнике Хизер Найт (Heather Knight) из Университета Карнеги — Меллон (Carnegie Mellon University) специализируется на взаимодействии роботов и людей. Пример того, насколько успешным оно может быть, Хизер продемонстрировала на конференции TED, где она представила свою новую разработку — робота-комика Дейта (Data). Главная особенность этой «беспощадной машины юмора» — способность взаимодействовать с публикой, улавливать и учитывать ее реакции. Но могут ли роботы не просто воспроизводить заложенные в память шутки, а вызывать «живые» эмоции?

Благодаря специальному программному обеспечению, разработанному ученым совместно с коллегами по институту, робот имеет базу данных с шутками. Каждая из них помечена тегом, Дейта знает, короткая она или длинная, милая или «острая». Кроме того, Дейта оснащен звуковыми датчиками, фиксирующими громкость аплодисментов. Также перед началом представления Хизер раздала зрителям бумажные карточки: зеленые должны подниматься, если происходящее на сцене нравится, красные — если нет. Все это позволило установить обратную связь между роботом-артистом и публикой.

Научная деятельность Хизер Найт направлена на то, чтобы создавать роботов, способных тесно, на уровне эмоций, общаться с людьми. По ее мнению, помочь в этом могут творческие профессии. Интеграция искусства и робототехники имеет огромный потенциал. Взять, к примеру, театр, который полностью базируется на сценическом общении, от глубины и искренности которого зависит, установится ли контакт между людьми на сцене и в зале. Изучение основ сценического взаимодействия, а также привнесение в искусство новых технологий, поможет людям и роботам лучше понимать друг друга.

Секреты юмора

Дейта — уже почти звезда. По крайней мере, у него есть свой агент и Twitter-аккаунт. Но давайте подумаем, может ли искусственный интеллект в принципе быть творческим? (Сразу оговоримся, что речь идет не об эмоциях умиления от вида маленького робота, пытающегося, как человек, шутить со сцены, а о настоящем чувстве радости.)

Стендап — юмористический жанр, в котором артист рассказывает монологи или показывает миниатюры, общаясь с аудиторией напрямую. В рецепт смешного стендап-номера входит три ингредиента: хороший текстовый материал, умение общаться с публикой (актерские навыки) и импровизация. Причем последнее самое главное. Стендап-комик должен улавливать малейшие изменения в настроении зрителей и мгновенно менять нить выступления.

Импровизация как вид человеческой деятельности – это «прототип творческого поведения», считает сотрудница кафедры психологии Гарвардского университета Шелли Карсон. В своей книге «Your Creative Brain» она пишет, что на базовом уровне каждый из нас импровизирует, так как в жизни много ситуаций, требующих этого. Например, на дороге нужно мгновенно принять единственно верное решение, чтобы избежать столкновения. При этом человек обращается к имеющемуся у него опыту. Но творческая импровизация — это нечто большее, она генерирует новые неожиданные идеи.
Компьютеры, занимающиеся тем или иным видом искусства, известны давно. Один из старейших представителей творчески ориентированного искусственного интеллекта — робот AARON, созданный известным художником Горальдом Коэном. Его изобретение на самом низком уровне вычисляло алгоритмы для создания линий и форм, из которых получались рисунки. Позднее был создан более продвинутый робот-художник по имени Action Jackson, писавший картины, похожие на произведения Джексона Поллока. И хотя споры о художественной ценности таких работ не утихают до сир пор, факт остается фактом — роботы могут творить.

Более того, некоторые современные формы искусственного интеллекта, казалось бы, могут достичь больших успехов. К примеру, Siri для iPhone не только обрабатывает естественную человеческую речь, но и приспосабливается к каждому пользователю индивидуально, изучая его характер и привычки; а суперкомпьютер «Watson» от IBM выиграл миллион долларов в «Своей игре». Разве настолько совершенные машины не смогут справиться с импровизацией?

Нет. Как уже было сказано, для импровизации нужен опыт и знания. И то и другое мы накапливаем в течение жизни, а также заимствуем у других. «Watson» обыграл двух умнейших людей за счет объема своей памяти. Роботы умны, но багаж их жизненного опыта пуст. Подумайте, смог бы молодой музыкант, только-только освоивший ноты и технику игры, выдать джазовый экспромт?

Профессор неврологии и биомедицинской инженерии Южно-Калифорнийского университета Стефан Шаал (Stefan Schaal) утверждает, что как бы стремительно ни развивалась робототехника, в мире сегодня нет ни одного робота, который бы превзошел 3-летнего ребенка в моторике или процессе восприятия.

watson-jeopardy«В уме нечутком не место шуткам»

Хизер Найт намерена продолжать работать с социально-адаптированными роботами, но, как она сама признается, создать искусственный интеллект, который бы сравнился с мозгом человека, практически невозможно. Это настолько совершенный механизм, что он способен создать даже роботов-комиков.

Но роботу Дейта до уровня настоящего комика не хватает способности импровизировать. Внезапность, нестандартность, оригинальность мышления — то, благодаря чему человечество движется вперед. Возможно, когда мы научим этому роботов, исполнится розовая мечта всех футуристов — слияние мира людей и машин. Главное помнить, что современные технологии, являясь результатом творческого мышления, могут и лишить нас его: многим уже сегодня проще «погуглить» решение проблемы, чем решить ее, проявив креативность.

При копировании материала ссылка на сайт robotor.ru обязательна.