Уроки о роботах меняют детское восприятие мира

02 Robot Lesson 1Взрослые, особенно те, кто работает в сфере технологий или просто интересуется таковыми, в курсе того, что во многих областях наряду с людьми уже давно и активно работают роботы. Они знают, что роботы есть разные, большие и маленькие, многофункциональные и те, что умеют выполнять одно заданное программой действие. А вот у детей восприятие роботов несколько искаженное — они представляют машины фантастическими персонажами. Это доказал эксперимент, проведенный сотрудниками Государственного университета штата Иллинойс (Illinois State University), психологом Корин Циммерман (Corinne Zimmerman) и инженером Кевином Девином (Kevin Devine). В рамках опыта детям в возрасте от 6 до 10 лет было предложено нарисовать роботов занимающимися обычными для механизированных гуманоидов вещами (по представлению детей).

Результаты были довольно интересными: оказывается, среди детей существует стереотипное восприятие роботов. Школьники видят их квадратными гуманоидами с головами, больше похожими на коробки. В рисунках роботы существуют независимо от человека и не подчиняются контролю, а также выполняют разные человеческие функции – моют посуду или помогают детям делать домашние задания, играют в гольф, прыгают через скакалку и танцуют.

Данной группе из 29 детей затем рассказали, как на самом деле работают роботы в человеческом мире. Школьников даже свозили на один из заводов на экскурсию, чтобы показать, как функционирует индустриальный робот. Затем всех попросили нарисовать роботов заново.

В итоге только один ребенок изобразил робота-гуманоида, остальные же нарисовали индустриальных роботов, работающих на конвейере. Рисунки были не менее креативными и сложными, но теперь отображали абсолютно другую идею. И это восприятие закрепилось, поскольку по прошествии некоторого времени эксперимент был повторен, и содержание рисунков мало в чем изменилось. Роботы на картинках работали под контролем людей, а не самостоятельно.

По мнению доктора Циммерман, такой эксперимент помог значительно приблизить восприятие детьми роботов к реальности. Они больше не считали машины фантастическими существами. Это должно способствовать появлению у школьников желания в будущем учиться техническим профессиям и работать в сфере дизайна роботов.

Хотя и у этой точки зрения есть свои противники: Ноель Шарки (Noel Sharkey), исследователь вопросов роботизации в британском Шеффилдском университете (University of Sheffield) полагает, что подобные эксперименты вряд ли поспособствуют взращиванию поколения дизайнеров роботов. Он также говорит и о том, что не зря многие дети рисуют роботов танцующими. Причиной тому — масса видеороликов с танцующими роботами-гуманоидами на YouTube.

По мнению Шарки, параллельно с разъяснением того, что представляют собой роботы сегодня, не стоит ограничивать и полет детской фантазии — это гораздо лучше способствует развитию творчества (и может помочь в дизайне новых моделей роботов в будущем).

При копировании материала ссылка на сайт robotor.ru обязательна.